Великая тайна кисти

Живопись в современном мире

Говорят, что искусство вечно и, действительно, в большинстве случаев это соответствует истине, хотя и не всегда…
Давно кануло в небытие и покрыто пылью веков искусство строительства величественных сооружений, таких как когда-то возведённые древними египтянами пирамиды.
Автоматизация металлургии окончательно похоронила древнее искусство кузнецов, изготавливавших знаменитый булат и дамасскую сталь. Цивилизация медленно убивает народные традиции, вытесняя рукоделие, а вместе с ним и искусство изготовления уникальных предметов быта, каждый из которых уникален в своём роде.
Казалось, с появлением фотографии, живопись тоже прекратит своё существование, а появление цифровых технологий и вовсе должно было обречь художников на голодную смерть. Ведь, теперь появилась не просто возможность запечатлеть тот или иной момент человеческого бытия, но и «раскрасить его всеми возможными цветами радуги», добавив к фотографии любые, самые невероятные и фантастические эффекты.
Однако мастерство фотографов не смогло заменить собой кисти художника.
Так в чем же великая загадка живописи и почему одним из признаков истинного богатства и роскоши всегда были и остаются полотна талантливых художников прошлого и настоящего.

Великая тайна кисти

Обывателю может показаться, что никакой тайны-то и нет, просто картины знаменитых художников – редкость и лишь поэтому цена на них столь высока.
Это, пожалуй, самая грубая и распространённая из всех ошибок. Чтобы доказать обратное достаточно вспомнить, что ценность картин, подобно ценности золота, была всегда очень высока, а вот знаменитости в живописи не были знаменитыми изначально, а становились таковыми в процессе своего творчества. А редкими в наши дни являются не только творения великих живописцев, но и предметы народного промысла, будь-то нож изготовленный кузнецом или скатерть ручной работы.
Вторым распространённым заблуждением является объяснение ценности картин лишь за счёт их эстетических качеств. Конечно, с художественной ценностью не поспоришь, но разве хорошо сделанная фотография не столь же красива??
Разгадывая эту загадку нельзя не обратиться к мнению и суждениям о живописи минувших поколений.

Мистика живописи

В древности считалось, что создавая что-то своими руками, человек в прямом смысле слова вкладывает в это свою душу, буквально оставляя в своём творении частичку себя. Причём чем дольше создаётся вещь, чем трепетание к ней относится её создатель и чем больше труда он в неё вкладывает, тем одушевлённее она становится, буквально впитывая в себя черты своего творца.
Если допустить верность этого утверждения – все становится на свои места.
Фотограф может создать потрясающую фотографию и даже потратить на её изготовление массу времени и сил, но при этом он не находится непосредственно в постоянном контакте со свои будущим творением.
Художник же над каждым своим полотном может работать ни один месяц, а, порой, и не один год, фактически постоянно находясь рядом и буквально вдыхая жизнь в своё детище.
Так картина соединяет в себе три ценности:
1. культурно-историческую, то есть ту самую ценность раритета
2. эстетическую, являясь источником красоты
3. И, пожалуй, самую важную – духовную ценность.
Именно это сочетание и даёт живописи воистину магическую притягательность.
В тот момент, когда человек приобретает ту или иную картину, он не просто покупает декоративное украшение для своего дома.
Прежде всего, подсознательно, человек выбирает полотно, руки того художника, чей дух гармонирует с его собственными взглядами и внутренним миром.
Наполняя свои дома полотнами живописцев, люди одновременно наполняли их духовной энергией и любовью заложенной в картины, написавшими их мастерами.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS