Техника живописи

Техника живописи - совокупность приемов использования худо-жественных материалов и средств для создания произведения.
К традиционным видам техники живописи относятся: темперная, настенная (известковая), энкаустика, клеевая и другие. С XV века становится популярной техника живописи масляными красками. В XX веке появляются синтетические краски со связующим веществом из полимеров (акрилик, винилик и др.). Гуашь, акварель, китайскую тушь и полурисовальную технику (пастель) также относят к живописи.



К наиболее известным и распространенным видам техники живописи относятся:

   Акварель- живопись акварельными красками. Основное качество картин, написанных акварелью — прозрачность и воздушность изображения.
Акварель — один из сложнейших видов техники живописи. Кажущиеся на первый взгляд простота и легкость рисования акварелью обманчивы.
Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, умения видеть и сочетать тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя на бумагу. В акварели существует множество приемов: работа по сухой бумаге, работа по сырой бумаге («A la Prima»), использование акварельных карандашей, туши, многослойная живопись, работа сухой кистью, заливка, смывание, использование мастихина, соли, применение смешанной техники.

   Карандаш - материал для рисования. Различают карандаши чернографитные и цветные. Рисунок карандашом выполняется на бумаге с использованием штриховки, тональных пятен, передачи светотени.
Акварельные карандаши — вид цветных карандашей, водорастворимы.
Приемы использования акварельных карандашей разнообразны: размывание рисунка акварельным карандашом водой, работа намоченным в воде акварельным карандашом, работа карандашом по мокрой бумаге, и др.

    Живопись маслом на холсте - самая популярная техника живописи. Живопись маслом дает мастеру безграничное число способов изображения и передачи настроения окружающего мира. Пастозные или воздушные прозрачные мазки, сквозь которые виден холст, создание рельефа мастихином, лессировка, использование прозрачных или кроющих красок, различные вариации смешивания цветов — все это многообразие приемов живописи маслом позволяет художнику найти и передать настроение, объем изображаемых предметов, воздушной среды, создать иллюзию пространства, передать богатство оттенков окружающего мира.
Масляная живопись имеет свою особенность — картина пишется в несколько слоев (2-3), каждому слою необходимо высохнуть несколько дней в зависимости от используемых материалов, поэтому обычно картина маслом пишется от нескольких дней до нескольких недель.

   Техника маслом «сухая кисть» приобрела большую популярность благодаря своей воздушности и мягкости. Картины пишутся масляными красками, наносимыми тонким cлоем сухой кистью, чаще всего на акварельную бумагу. Техника маслом «сухая кисть» позволяет добиваться мягких полутонов, плавных переходов цвета.

   Пастель — один из очень необычных видов изобразительных материалов. Живопись пастелью воздушна и нежна. Тонкость и изящество техники пастели придает картинам живость, сказочность и волшебство. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета. Пастель наносится на шероховатую бумагу. Цвет бумаги имеет значение. Фоновый цвет, проступая сквозь штрихи пастели, вызывает определённое настроение, ослабляя или усиливая цветовые эффекты рисунка. Картины пастелью закрепляются фиксативом и хранятся под стеклом.

   Сангина — материал для рисования, от коричневого до близкого к красному. С помощью сангины хорошо передаются тона человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно. Техника рисунка с натуры с помощью сангины известна начиная с эпохи Возрождения. Нередко сангину сочетают с углём или итальянским карандашом. Для обеспечения большей долговечности рисунки сангиной закрепляются фиксативом или помещаются под стекло.

   Уголь — материал, используемый в графике. Уголь хорошо передает фактуру, с помощью угля легко передать нюансы света и тени. Уголь дает художнику богатые технические возможности для создания очень выразительных работ. Углем выполняются наброски, зарисовки, эскизы, ведь уголь позволяет легко передать настроение. Рисунки, выполненные углем, закрепляются фиксативом.

   Темпера (от латинского temperare — соединять) — связующее вещество красок, состоящее из натуральной или искусственной эмульсии. До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но постепенно она утратила свое значение.
Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера снова привлекает к себе внимание.
В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отношении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи. Темпера, в отличие от масла, быстро высыхает. Темперные картины, покрытые лаком, по красочности не уступают масляной живописи, а по долговечности темперные краски даже превосходят масляные.

   Клеевая живопись — относится к способам, наименее совершенным, пригодным лишь для выполнения работ, имеющих временное значение, малую художественную ценность, а также для произведений, не претендующих на долговечность, к каковым относятся, например, декорационные работы.
Связующим веществом красок здесь служит обыкновенно плиточный клей различных сортов, так называемый малярный, столярный и т.п. Реже применяются желатина и казеин.
Техника клеевой живописи затрудняется изменением тона красок при высыхании и потому требует навыка и опыта. Прочность клеевой живописи незначительна.

   Живопись гуашью - это старинный способ живописи, представляющий одну из разновидностей акварели. Выполняется как на бумаге, так по шелку и другим материям.
Живопись гуашью очень близка по внешнему виду к живописи, исполненной гумми-арабиковой темперой, но красочный слой ее более рыхл. Гуашь лишена прозрачности, так как краски ее наносятся обычно сравнительно более толстым слоем, чем в чистой акварели, и притом смешиваются с белилами.
Живопись гуашью исполняется или специальными гуашными красками, или же работа ведется по методу гуаши обыкновенными акварельными красками, в которые примешиваются белила. И в первом и во втором случаях пастозное письмо не может быть допустимо, так как гуашные и акварельные краски при пастозном их нанесении легко растрескиваются.

   Фресковая живопись - техника живописи по свежей штукатурке, в которой связующим звеном красок (в основном минерального происхождения) являлась известь, иногда с примесью животного клея, казеина (в виде молока) или яичногом белка, а также клей в чистом виде. Использовалась в древности для украшения стен дворцов.

   Монументальная живопись — техника, применяемая в стенной живописи. Ее разновидности:
Силикатная живопись — техника живописи, в которой связующим звеном красок является жидкое стекло. Применялась в начале 19 века.
Минеральная живопись — техника живописи с применением очень прочных красок. Используется для живописи на стенах и оформления орнаментов.

   Восковая живопись (энкаустика) — техника живописи, имевшая в древности на протяжении тысячелетий широкое применение и затем постепенно забытая.
В конце XVIII столетия энкаустика снова начинает возбуждать к себе интерес у художников, которые делают попытки к овладению ее техникой.
Наибольший интерес к ней и к воску наблюдается у художников нашего времени, когда их вера в исключительную прочность восковой живописи стала базироваться не только на сохранности дошедших до нас образцов восковой живописи древних греков, но и на выводах и заключениях современной науки о воске и его свойствах.

   Мозаика — изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства.
Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства и реже — для создания станковых картин.
Особым видом мозаика является инкрустация. Мозаика набираются из кусочков, которые имеют простую геометрическую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска. Существуют два приема набора мозаика: «прямой», при котором частицы вдавливают в закрепляющую массу, нанесенную на декорируемую поверхность, и «обратный», когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на рисунок, исполненный на картоне или ткани (затем набор с тыльной стороны заливается закрепляющим составом, временная основа отделяется, и полученный блок монтируется на стену или потолок).

В разделе частично использованы материалы сайтов
http://www.salon-kartin.ru
http://www.madrace.ru

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS